Светлой памяти моего друга-
Валентина Ксенофонтовича Римского
посвящается
Мой друг — Римский Валентин Ксенофонтович, скончался 2 августа 2019 года в возрасте 66 лет от онкологического заболевания.
Мы дружили с ним со школьной скамьи и до последних дней жизни, когда он уже умирал, ежедневно были на связи по телефону и электронной почте.
Очень тяжело писать о человеке, который доверял тебе самые сокровенные свои мысли и планы и которого больше уже нет на этой благословенной земле.
Он единственный из нашего класса защитился и стал доктором технических наук, автором более 200 печатных научных трудов в области математической физики, механики деформируемого твердого тела и электротехники, а с 1992 года главный научный сотрудник Института энергетики Академии наук Молдовы.
Тяжело и грустно на сердце еще и потому, что нас связывала творческая дружба. Он умел заражать научным любопытством и пробуждать интерес к исследованиям. В последние два года его жизни, словно боясь не успеть, буквально фонтанировал идеями и планами, отдавая последние силы на написание статей и их публикацию. К сожалению, из-за финансовых затруднений ему не удалось издать все материалы, которые были подготовлены ранее.
Последнее десятилетие его жизни было самым страшным и жестоким. Эти годы можно сравнить с адом на Земле. Он оказался на тюремной скамье на срок 12 лет по громкому и надуманному делу. Отныне для него весь мир перестал существовать, многие сотрудники по Институту энергетики АН РМ, соавторы научных статей, аспиранты, которые благодаря его усилиям защитили диссертации, друзья-однокурсники и близкие отказались от него. Осталась только одна реальность — тюремная камера. Для меня и его немногих близких друзей, навсегда останется загадкой, как после множества нелегких лет в тюремном мире, где бурлят бандитские разборки и в котором администрация отказывается слышать заявления на антигуманные условия содержания, он выжил. Он, был один из тех, кто использовал доступное ему в тюрьме свободное время, чтобы читать, заниматься наукой и самообразованием. Он изменился, но остался человеком, которого тюрьма не сломала, и, по крайней мере, остался в здравом рассудке. Находясь в заключении, он использовал свои фантастические способности, превратившись в грамотного правозащитника вынужденного самостоятельно защищаться от судебного беспредела в РМ.
Вырвавшись из тюремного ада — вконец больным, но живым в декабре 2017 года он продолжал бороться против беспредела судебных властей РМ. По его осторожному, щадящему чувства впечатлительных друзей стилю описания, молдавская тюрьма настоящий ад на земле, где все заключенные обречены, есть, спать, жить, гнить и умирать в тесных нечеловеческих условиях. Но видимо судьба решила, что тюрьма – не лучшее место для смерти и он с мертвецкой болью, спустя 8 лет оказался на свободе.
Ему удалось пробить брешь в судебной системе РМ. Неоднократные заявления в ЕСПЧ, наконец, возымели свое действие.
Итогом пребывания в тюремном аду стали накопившиеся факты и документы борьбы за свободу, а также переписка, которую он вел с многочисленными правовыми организациями.
Год назад, отчаявшись издавать свои труды для высшей школы, под общим названием: «Новая темпоральность и новые информационные технологии в современном естествознании, рыночной экономике, юстиции, реальной политике и религии» при помощи Благотворительного Фонда «Мирон Шор», он за свой счет опубликовал книгу: «Аннулирование закона страшнее геноцида. Том I. Бог любит истину», в которой содержатся шокирующие материалы о том, как ВСП РМ сумела аннулировать закон, да так, что этого не заметили законодательная и исполнительная власть, неправительственные организации и даже самые продвинутые адвокаты-правозащитники. Как ЕСПЧ и КПЧ ООН узаконили беззакония молдавских прокуроров и судей на века.
Следует отметить, что проект под общим названием: «Новая темпоральность и новые информационные технологии в современном естествознании, рыночной экономике, юстиции, реальной политике и религии», предусматривал использование данных трудов в качестве учебных пособий для университетов всей планеты, в том числе входящих в топ-200.
Планировалось уникальное издание — издание, не похожее ни на одно из существующих изданий, отличающееся от них по содержанию, включающему в себя широкий спектр проблем науки, религии, философии, юстиции, политические руководящие принципы и нравственные нормы. Это должно было быть уникальное многотомное издание общим объемом 12 томов.
Мысль о наличии у человека врожденного импульса борьбы за свободу, особенно ясная и четкая, подкрепляется тем, что свобода является предпосылкой для раскрытия всех человеческих способностей личности. Когда у человека отнимают свободу, он задыхается в тюремной клетке и ему дальше остается только умереть. Но нельзя отнять у человека способность мыслить. Моего друга посадили в тюрьму, нещадно избивали, запугивали, неоднократно сажали в карцер, но не изменили ход его мыслей. Невозможно было отнять его самого, его внутренний мир, личность. Невозможно было отнять его совесть, веру, надежду и любовь, свободу мысли и чувств. Это было в нём, и он не отдал, не предал и не променял свою совесть и доброту под напором грубой силы.
Один из знаковых русских философов первой половины ХХ века И.А.Ильин писал: «Государство, отнимающее у людей свободу, подтачивает свой фундамент и вскоре разрушается». Нельзя заставить человека, думать так, как этого хотят другие, или то, что он не хочет думать. Его протест против нынешних властей, не был протестом ради протеста, он пытался заставить людей искать новые формы защиты своих прав перед лицом государственной машины.
Однако болезнь прогрессировала и с каждым днем его силы слабели. Превозмогая мучительные боли, он продолжал работать над решением приоритетных задач математической физики. За собственные средства в соавторстве с Алхазовым А.Э. и Берил С.И.издает еще одну посмертную книгу: «Pa-Pu-Ri- алгоритм, тесты, молниеотвод, шифратор (должен знать каждый выпускник технического вуза планеты)». В книге освещаются сложные и малоизученные научные проблемы. Как рассчитать молниеотвод Франклина и клетку Фарадея, вывести формулу реактивной мощности длинной линии, как одновременно повысить передаваемую мощность и КПД, определить электрическую емкость многосвязных тел, как повернуть время вспять в пространстве виртуальных электромагнитных волн с целью построения принципиально нового шифратора-дешифратора. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов ВТУЗов, а также операторов научных рот.
Вопрос о вере всегда был сложным и очень личным. У каждого из нас — взрослых людей, сложилась своя шкала ценностей. Она формировалась в окружении детской дружбы, а затем в познании радости товарищества, коллективизма и взаимопомощи, где вся система школьного воспитания и обучения в Советской школе была направлена на то, чтобы ученик на протяжении всех лет учения ощущал свою принадлежность к делам своего класса, своей школы, своего города, села, а в конечном итоге — всей страны.
В нас заложили основу этических и религиозных ценностей, в которой лежит концепция борьбы добра и зла, а в основе воспитания идеология честной бедности.
То, что атеизм в СССР был государственной идеологией – это факт, как и то, что в школе шло соответствующее воспитание вплоть до выпускного класса. Одним словом, большинство учеников в нашем классе, в том числе и я, были неверующими. Мы не читали Библию, не знали ничего о церковной службе, но, как и все дети любили церковные праздники, которые устраивали наши родители, дедушки и бабушки. Тем ни менее, каждый втайне, внутри, в душе, считал себя славянином и православным христианином.
После распада СССР на территории бывших союзных республик, ставшими независимыми государствами хлынул поток религиозной литературы. При этом это была литература различных религий и необозримого количества сект. Все стали читать Библию и верующие и неверующие. Путь к вере для каждого был непростым и глубоко индивидуальным.
Путь к Богу — как Высшему существу, Истине и первопричине жизни — это всегда личные, индивидуальные переживания, которые остаются в памяти на всю жизнь. Человек самой Природой так устроен, что должен во что-то верить. А вера в Высшее духовное существо — это бесконечная энергия вдохновения и счастье творческого созидания. Человек науки, естественно, — духовная личность, и его искания происходят в духовном пространстве, которые обязательно соприкасаются с высшими силами и неразгаданными тайнами мироздания.
Как поддержать человека в трудную минуту? Все чаще в голову приходят мысли о духовной свободе в тюремной камере. Спустя несколько лет тюремного заключения проведенных в душевных муках и нечеловеческих страданиях, где нормы поведения, определяемые особым этикетом, сильно влияют на взаимоотношения с заключенными, в тюрьму приходят члены Церкви Адвентистов седьмого дня и дарят книгу: «Галилеянин». Церковь, как безусловный нравственный ориентир для миллионов граждан стран бывшего СССР, уже не одно тысячелетие, к сожалению, не только для него перестала быть беспорочной. Ее желание вмешиваться во все стороны жизни и коррумпированность церковной иерархии вызывает у многих отторжение и недоверие к вере. К тому же авторитет митрополита Молдовы Владимира в глазах моего друга был крайне низок. Это также сыграло свою роль в выборе между православием и протестантизмом. Как известно, секта — община людей, чьи религиозные взгляды отличаются от официального учения Православной Церкви.
Секта адвентистов седьмого дня всегда уделяла значительное внимание заключенным — мужчинам как объекту миссионерской деятельности. Подаренная пастором книга «Галилеянин» оказала на Римского В.К., как ученого, физика и математика неизгладимое впечатление, компенсировав у него имеющиеся лакуны в осмыслении и усвоении значения Библии, доступными для понимания современными комментариями из мировой истории.
Ученый, находящийся в тесной тюремной камере среди преступников, в том числе с ярко выраженной антиобщественной направленностью, разного криминального сброда, криминальных авторитетов, где царствует мракобесная бандитская диктатура, где за выход из криминального мира часто надо платить самой жизнью, делает вполне осознанный выбор в пользу Веры. Перед глазами тюрьма – место, впитавшее все зло и страдание мира. По-прежнему страшно осознавать и смотреть, слышать и ешё страшнее, обонять смесь запахов кала, мочи и пота и нечеловеческого страдания и отчаяния.
Большинство религиозных писаний говорит, что ад — это место, где человек в страданиях искупает грехи, и наряду с пониманием тюрьмы как земного ада, в котором заживо сгорают преступники-мученики, бытует восприятие её как места менее страшного, чем тот ад — загробный. Только Господь Бог может вытащить из этой пропасти и подарить надежду на спасение души и возвращение в мир людей.
Несмотря на то, что в христианстве, по словам Симеона Нового Богослова: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает», Библия говорит о месте наказания, куда грешники будут брошены после суда над всеми людьми. Страх перед наказанием «там»- остаётся.
Вот откуда такой выстраданный интерес к проблеме ада и рая, находясь на краю жизни и смерти. Он не спешил в объятия смерти и всеми силами пытался разорвать их. Он, превозмогая нечеловеческую боль, любил жизнь, веря в силу живой воды, веря, в то, что словно Феникс, чудо-птица, из пепла снова возродится.
Так и не доверившись в руки официальной медицины, он пытался справиться со смертельным недугом по народным рецептам лечения из публикаций в Интернете. Несомненно, в народной медицине имеется много рекомендаций и рецептов лечения рака. Но те растения и продукты питания, которые используются в народной медицине для лечения рака, не всегда способны сдерживать рост новообразований.
Борьба за жизнь была проиграна. Его родные и близкие еще долго будут видеть сновидения, в которых они уговаривают мужа и отца подчиниться официальной медицине на борьбу с раком. Но видимо, каждый человек носит в себе определённую программу и когда срок её действия заканчивается.., мы уходим.
Зная о своей смертельной болезни и ожидая в ближайшие месяцы её трагический финал, он завещал себя кремировать. Для многих из нас такое желание остается не совсем понятным. Еще в мае месяце он выбрал дерево в Кишиневском дендрарии и снял видео, на котором обстоятельно прокомментировал место распыления своего праха.
Я далек от мысли, что мой просвещенный друг завещал себя кремировать по невежеству, чтобы быть сожженным как безбожник. Он знал, что такой способ погребения расходится с православной традицией.
Мы можем выдвигать различные догадки такого решения, но мы никогда уже не узнаем истинную причину завещания кремировать себя. Сжечь тело и развеять прах вокруг «любимого дерева», с которым разговаривал в трудные минуты раздумий — такой метод многие считают едва ли не самым романтичным в мире.
Нам, воспитанным в православной традиции, известно негативное отношение Православной Церкви к кремации. Согласно христианским канонам последняя воля покойного сжечь себя может привести к плохим последствиям для его души и для близких родственников.
По стечению определенных обстоятельств, на Таировском кладбище г. Одессы, где происходила кремация, не было отпевания и церковного погребального поминовения. Во время церемонии прощания у гроба покойного его близкий друг и старший товарищ по просьбе дочери прочел молитву «Отче наш».
Родные и близкие усопшего не посмели нарушить его завещание. Но в то же время приняли «Соломоново решение» — произвести подзахоронение урны с остатками праха в семейную могилу отца и матери в родном селе. Отныне и вовек его прах будет покоиться в этой земле, под этим голубым небом и южным солнцем, где запах пересохшей полыни и аромат фруктовых деревьев кружит голову.
Его приняла родная земля, ведь каждый человек рождается не случайно на своей особой земле. Отныне здесь будет витать его дух, у которого есть душа. Покойся в мире славный прах!
Один из популярных писателей Германской империи ХХ века Эрих Мария Ремарк писал: «У каждого в жизни, есть не до конца забытый им человек. Мы никогда друг друга не забудем, но никогда друг другу не вернем».
Мой друг, тебя больше нет с нами, но навеки ты останешься в наших сердцах…
Николай Михайличенко
16 августа 2019 г.
г. Москва